lazy_flyer (lazy_flyer) wrote,
lazy_flyer
lazy_flyer

Category:

Эквивалентов псто...

Периодически на просторах инторнетиков с новой силой вспыхивают старые баталии - что и как с этим кропом и 35 мм. Куда применить фокусные расстояния и как их применять. И что лучше - кроп или 35 мм? Влезу и я в этот спор, попытаюсь сказать что то умное.
Сразу скажу - я не собираюсь никого убеждать в преимуществах какого либо формата. В стиле - 35 мм лучше кропа. При таких словах владельцы СФ глядят с недоумением на говорящих - вы ваще о чём? Каждая система всегда компромисс - цена\вес\размер\качесто картинки. И этот компромисс - выбор покупателя и только покупателя. Оставим холивары в стороне и поговорим о технической стороне вопроса.
Для начала - Вики, дабы не придумывать формулировок и не путаться в понятиях.

Фо́кусное расстоя́ние (англ. focal length) — физическая характеристика оптической системы. Для центрированной оптической системы, состоящей из сферических поверхностей, описывает способность собирать лучи в одну точку при условии, что эти лучи идут из бесконечности параллельным пучком параллельно оптической оси.

Апертура (лат. apertura — отверстие) в оптике — характеристика оптического прибора, описывающая его способность собирать свет и противостоять дифракционному размытию деталей изображения. В зависимости от типа оптической системы эта характеристика может быть линейным или угловым размером. Как правило, среди деталей оптического прибора специально выделяют так называемую апертурную диафрагму, которая сильнее всего ограничивает диаметры световых пучков, проходящих через оптический инструмент. Часто роль такой апертурной диафрагмы выполняет оправа или края одного из оптических элементов (линзы, зеркала, призмы).

Апертура объектива — диаметр D светового пучка на входе в объектив и целиком проходящего через его апертурную диафрагму. Эта величина также определяет дифракционный предел разрешения объектива. Для оценки разрешающей способности в угловых секундах используется формула 140/D, где D — апертура объектива в миллиметрах.

Диафра́гма объекти́ва (от греч. διάφραγμα — перегородка) в оптических приборах — разновидность апертурной диафрагмы, позволяющая регулировать относительное отверстие объектива, то есть диаметр проходящих через него пучков света. Такая регулировка используется для управления светопропусканием и глубиной резкости. Диафрагма объектива представляет собой непрозрачную перегородку с круглым отверстием переменного диаметра, центр которого совпадает с оптической осью.

Далее...
Если мы говорим к примеру о объективе 50 мм\f1,8 - то это 50 мм\1,8 или 50 мм/Ф1,8. Не важно на какой системе - 50 мм и 1,8. Это физические характеристики объектива и они не меняются. Никогда, потому что они постоянны.

Далее...
Сам объектив картинки не делает. Для получения фотографии нужен светочувствительный сенсор - плёнка, пластина или же CMOS матрица. И вот именно с этого момента начинаются отличия, о которых я хочу написать. Оставлю в стороне всякой масти компакты, тапкофотики, гиперзумы и прочий непотрiб. Говорю о фотоаппаратах со сменным объективом и не обязательно это зеркалка. Фотокамера со сменными объективами. И в самых популярных системах на настоящий день используются матрицы размером:

  • Полный кадр - 35 * 24  мм, кадр 3:2

  • Кроп 1,5 - 24 * 16 мм, но с вариациями - 23,5 * 15,6 мм у Nikon и 22,5 * 15,0 мм для Canon. У Canon таким образом получается кроп-фактор 1,6. Кадр 3:2

  • Дважды кроп или же Micro 4/3 - 17,3 * 13 мм, кадр 4:3.

Максимально упрощая, лопатологично - кроп-фактор это соотношение ширины ( или высоты ) матрицы относительно полного кадра, т.е. кадра 35 * 24 мм. опять таки с оговорками, для система 4/3 из за отличий в кадре и производителя кроп-фактор будет между 1,84 и 2,08.

И вот мы побираемся к первому пункту программы - ЭФР. Эквивалентное фокусное расстояние. За уши притянутое, но единственное, что позволяет сравнить работу объектива(вов) с постоянными физическими характеристиками на системах с разными размерами матриц. Ещё раз - фокусное расстояние не меняется, оно постоянно. Но меняется угол зрения, потому что матрицы меньше на кроп фактор. Здесь надо разместить массу картинок для привлечения внимания. Вот как то так, да?



И теперь, сравнивая разные фокусные расстояния на разных системах, мы просто умножаем реальное фокусное расстояние на кроп-фактор.






Размер
матрицы



Фокусное
расстояние



Кроп-фактор



ЭФР
35 * 24 мм 300mm 1x 300mm
Кроп APS-C 200mm 1.5x "300mm"
Micro 4/3 150mm 2x "300mm"

Используя матрицу меньшего размера мы на одинаковой дистанции до объекта съёмки (дистанции фокусировки) должны использовать объективы с меньшим ( на кроп фактор ) фокусным расстоянием. Потому что мы хотим получить тот же угол зрения или поле зрения или размер картинки, звал как звал. А если мы начнём сравнивать объективы с одинаковым фокусным расстоянием и одинаковой дистанцией фокусировки - мы получим именно вот такую картинку как ниже.

Потому что угол зрения. Фокусное расстояние объектива не меняется. Дистанция до объекта не меняется. Меняется только и исключительно угол зрения. Хотите получить на кропе такую же картинку как на полном кадре с таким же объективом, как на полном кадре - отойдите дальше на тот самый кроп фактор. Что бы сохранить угол зрения. Апологетам полного кадра, не учившим в школе или институте геометрическую оптику - перспектива не изменится потому что сохранится угол зрения. Снимаете плечевой портрет полтосом на полном кадре с двух метров? На кропе вы будете это делать с трёх метров. На дваждыкропе - с четырёх метров. Просто и понятно, как мне кажется. А вот дальше будет немного запутано.
__________________________________________________________________________________________
UPD. Коллеги в каментах сунули меня носом в ...Вопчем указали ошибочность моих рассуждений.
Сноска 1 от коллеги pentajazz.
вместо
Хотите получить на кропе такую же картинку как на полном кадре с таким же объективом, как на полном кадре - отойдите дальше на тот самый кроп фактор. Что бы сохранить угол зрения.
написать
Хотите получить на кропе такую же картинку как на полном кадре с неким объективом? возьмите объектив на тот самый кроп-фактор короче. например на APS-C вместо 50мм надо 50/1,5=35 мм. угол зрения останется тем-же, перспектива не изменится.

Соответственно вторая часть формулировки.------
Апологетам полного кадра, не учившим в школе или институте геометрическую оптику - перспектива не изменится потому что сохранится угол зрения
------- станет верна

Сноска 2 от коллеги w00dy
Потому что угол зрения. Фокусное расстояние объектива не меняется. Дистанция до объекта не меняется. Меняется только и исключительно угол зрения. Получить на кропе такую же картинку как на полном кадре с таким же объективом - невозможно. Если отойти дальше, чтобы сцена попала в кадр, то изменится перспектива.

Перспектива - это то как мы видим сцену, соотношение размеров и расстояний между объектами. Человек устроен так, что примерно размеры знакомых объектов себе представляет, поэтому соотношение между размерами одинаковых объектов позволяет добавлять глубины той же фотографии. Соотношение размеров объектов зависит от взаимного расположения и расстояния до камеры, но не зависит от угла обзора (или фокусного расстояния).

Практический пример:

Первые две фотографии сделаны с разного расстояния и одинаковым фокусным. Две последних (вторая и третья) - одинаковое расстояние и разное фокусное. Пропорции чашек на первой и второй фотографиях отличаются, в то время как на второй и третьей - одинаковые (проверено фотошопом).

Посему если вы снимаете плечевой портрет полтосом на полном кадре с двух метров, на кропе вы будете это делать с тех же двух метров, но уже объективом с фокусным расстоянием 35мм. На дваждыкропе - 25мм. Просто и понятно, как мне кажется. А вот дальше будет немного запутано.
__________________________________________________________________________________________

Кроме ЭФР очень любят в спорах вытаскивать на свет божий грязные трусыэквивалентную апертуру, оно же ГРИП. ГРИП, оно же DOF на иностранном языке, можно посчтитать используя любой доступный в сети калькулятор, а их есть. В практике такой калькулятор вещь малоприменимая потому как с опытом нарабатывается умение понимать, что будет на кадре в зависимости от дистанции, фокусного расстояния и диафрагмы на данной системе. Но иногда полезно проверить линейкой свои фантазии. Итак, для дальнейших рассуждений примем:

  • камера с кадром 35 * 24 мм, объектив 300 мм и диафрагма 5,6

  • кроп камера, объектив 200 мм и диафрагма 4,0

  • дваждыкроп, объектив 150 мм и диафрагма 2,8.

Дистанция фокусировки 10 м и одинаковый угол зрения - мы используем объективы с разным фокусным расстоянием. А разную диафрагму мы используем потому что хотим получить одинаковую ГРИП - глубину резко изображаемого пространства. Калькулятор нам в помощь и получаем.






Размер
матрицы



Фокусное
расстояние



Апертура



Дистанция
фокусировки



ГРИП
35 * 24 мм 300 мм f/5.6 10m 0.37 м
Кроп APS-C 200 мм f/4 10m 0.37-0.39 м (*)
Micro-4/3 150 мм f/2.8 10m 0.37 м

Почему, несмотря на бОльшую апертуру получаем одинаковую ГРИП? Потому что используем объективы с меньшим фокусным расстоянием. Круг замкнулся - одинаковый угол зрения и одинаковая ГРИП вынуждает использовать бОльшую апертуру. Кто не верит - всегда может сходить в Вики и посмотреть, как выглядит формула расчёта ГРИП. Или просто поверить калькулятору из инторнетиков.

Следующий пересчётный эквивалент - выдержка. Можно конечно сказать, что 150/2,8 для 4/3 быстрее, чем 200/4 для кропа и уже тем более быстрее чем 300/5,6 для полного кадра. Конечно да, если оторвать объектив от камеры. Но ведь мы говорим о сравнимых значения на картинке? А картинку регистрирует камера.
Предположим, у нас три камеры, 20 МП каждая и на каждой установлено ISO200. Слышу вопли из зала - ШУМ!!! ШУМ будет на полном кадре меньше. Конечно, размер сенсора больше, но...
По уровню шума на ISO800 полный кадр будет приблизительно равен кропу на ISO400 и дваждыкропу на ISO200.  Можно сказать иначе - полный кадр выигрывает стоп у кропа и два стопа у дваждыкропа.
Всё правда, но мы ведь работаем со связкой объектив-камера ( матрица )? И у нас будет одинаковая выдержка на разных системах для получения картинки одинакового качества. 300/5,6/800 - 200/4/400 - 150/2,8/200. Кто не верит - есть неплохие примеры для сравнения - вот здесь. Сравнить RAW файлы с D750 ISO 3200 и D7200 ISO1600.
Нет, я не стану спорить, что когда на полном кадре используется 1,4, то остальные могут помолчать. Это всё правда. Но как часто кто использует 1,4?

Ну и самая мякотка, моё любимое. Вес-размер. У нас ведь всё уже эквивалентно?






Размер
матрицы



Объектив



Эквивалентен
к...



Размер



Вес
35 * 24 мм Sony FE 70-300mm 4.5-5.6 G OSS 70-300mm f/4.5-5.6 84x143.5mm 875g
Кроп APS-C Pentax DA 60-250mm f/4 ED SDM "90-380mm f/5.6"
(f/6.2 если быть
точным)
82x167.5mm 1.04kg
Micro-4/3 Olympus M.Zuiko 40-150mm f/2.8 ED "80-300mm f/5.6" 79.4x160mm 760g
(без штативной
лапки)
Ещё сравним?






Размер
матрицы



Объектив



Эквивалентен
к...



Размер



Вес
35 * 24 мм Sony FE 35mm f/2.8 35mm f/2.8 37x62mm 120g
Кроп APS-C Fujinon 23mm f/2 "35mm f/2.8" Ещё не
продаётся
180g
Micro-4/3 Leica DG 15mm f/1.7 "30mm f/3.4" 36x58mm 115g

Или вот так...






Размер
матрицы



Объектив



Эквивалентен
к...



Размер



Вес
35 * 24 мм Sony FE 28-70mm 3.5-5.6 OSS 28-70mm 3.5-5.6 72.5x83mm 295g
Кроп APS-C Pentax DA 16-45mm f/4 "24-70mm f/5.6" (f/6.2) 72x92mm 365g
Micro-4/3 Panasonic 12-35mm f/2.8 "24-70mm f/5.6" 68x74mm 305g

Логично ведь? Для получения одинакового качества картинки нужно увеличивать апертуру. Большая апертура - более сложный и тяжёлый объектив.
Всё ведь просто:

  • 50/2,8 - 35 * 24 мм кадр

  • 32/1,8 - кроп

  • 25/1,4 - дваждыкроп.

Одинаковый угол зрения, одинаковая ГРИП. И как результат одинаковая апертура - 17,8 мм. Для всех трёх объективов. О цене я думаю здесь говорить неуместно...
Запутано, есть повод огорчаться? Конечно же нет. Зацитирую сам себя:
Каждая система всегда компромисс - цена\вес\размер\качесто картинки. И этот компромисс - выбор покупателя и только покупателя.

Но я попытался...
Tags: фототехника
Subscribe

  • Раздвоения псто...

    Не только лишь все знают, что существует на этой планете чудесное место называемое Украиной. И каждый раз, посещая зазаборье не могу избавиться…

  • Конкурсов псто...

    Не только лишь все знают, как прекрасна красная дорожка Одесского кинофестиваля, я каждый год этим восхищаюсь. Но жителям приморского города этого…

  • Развлечений псто...

    Не только лишь все знают, что популярность артистов разговорного жанра, развлекающих публику забавными шутками всегда была высока. Но мало кто…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments

  • Раздвоения псто...

    Не только лишь все знают, что существует на этой планете чудесное место называемое Украиной. И каждый раз, посещая зазаборье не могу избавиться…

  • Конкурсов псто...

    Не только лишь все знают, как прекрасна красная дорожка Одесского кинофестиваля, я каждый год этим восхищаюсь. Но жителям приморского города этого…

  • Развлечений псто...

    Не только лишь все знают, что популярность артистов разговорного жанра, развлекающих публику забавными шутками всегда была высока. Но мало кто…