lazy_flyer (lazy_flyer) wrote,
lazy_flyer
lazy_flyer

Гигантомании псто - 5...

С удивлением обнаружил, что ко мне в бложик периодически заглядывают интересующиеся летающим моделизмом не только из "списка", но и совершенно посторонние. Заглядывают и задают вопросы. А иногда даже дают рекомендации. Хорошо, когда эти рекомендации происходят от человека сведущего в вопросах. Хуже, когда происходит попытка сову на глобус впереть, при чём без смазки. Классический пример - порекомендовать мне к прочтению "библию" строителей бесхвосток, то есть книгу Капковского "Летающие крылья"


Не, вы плохого не подумайте, я против Капковского ничего не имею. Вопросы теории там представлены в достаточном объёми и лопатологичным языком, но...Вот такую книгу вы читали?

Не? А надо бы. Для общего развития. Но возвращаясь к книге Капковского. Понятно, что в ней представлены рекомендации именно для моделистов, а не авиаинженеров вообще. Бери и сдирай живцом, результат гарантирован. Вот только человеки не хотят обратить внимание на простую вещь - Капковский пишет о свободнолетающих моделях. То ест моделях не управляемых. Пульнули вверх каким то методом, а дальше оно летит по воле ветра и потоков. Куда подуло - туда и полетело.
Но я не занимаюсь свободным лётом, мне это было интересно 40 лет назад. Сейчас я развлекаюсь радиоуправляемыми леталками. Ключевое слово здесь - управляемыми, то есть они должны лететь куда я хочу, а не туда куда ветер дует. Быть может кому то покажется, что особой разницы нет - летит и летит, какая разница? Добавили рулей и превратили в управляемую. Но на самом деле всё очень по другому.
Для оценки летательного аппарата и его возможностей используют вот эти графики, в просторечии называемые "полярой качества".

Не Су\Сх как казалось бы, а именно Vz\Vx. Почему? Потому что на этой поляре находятся две характерные точки - максимальной продолжительности полёта и максимальной дальности полёта.
Максимальная продолжительность достигается при полёте с минимальной вертикальной скорости. Определяется вот так.

А максимальная дальность - вот так.

Не нужно вооружать глаз, что бы увидеть отличия. Какое отношение к Капковскому? Прямое, самое непосредственное.
Свободный лёт всегда затачивался на максимальную продолжительность полёта. Всё остальное было не важно, поэтому леталки были очень специализированными. Для них не важна управляемость и сменяемость режимов. РУ леталки должны быть универсальны, обязаны уметь летать и долго, и далеко. Пример? В термике нам надо летать долго. А при поиске термиков - далеко. Разницу в Vz видно достаточно хорошо?
Универсальность, возможность летать с широким диапазоном скоростей, сохраняя при этом устойчивость и управляемость. О чём я попозже постараюсь написать.

P.S.
Не надо мне совать Капковского, со времё его книги написаны гигатонны другой литературы и именно по бесхвосткам. И до Капковского было написано немало, очень поможет поиск фразы "bell shaped lift distribution". Там появятся интересные фамилии и немалое количество управляемых самолётов. Ищите и обрящете.

Tags: slider, Модельное
Subscribe

  • Филологического псто...

    Не только лишь все знают, что мэр города Киева, что столица внаУкраины прославился своими крылатыми фразами, ставящими его на одну ступень с…

  • Брутальности псто...

    Не только лишь все знают, что хипсторы отращивают бородёнки что бы выглядеть мужественно и брутально. В глазах других хипсторов, конечно - кто…

  • Нелюбви псто...

    Не только лишь все знают, что когда то, давно-давно, Королевство Польское было большой и значимой страной в Европе. Много и местами успешно воевало с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments