lazy_flyer (lazy_flyer) wrote,
lazy_flyer
lazy_flyer

Category:

Водородного псто...

Совсем на днях появилась прекрасная новость для любителей чистоты планеты. Аэробус готов выпускать самолёты на водороде!


airbus has unveiled three zero-emission commercial aircraft concepts that could take to the skies by 2035. dubbed ZEROe, the game-changing concepts are powered by hydrogen, a disruptive zero-emission technology aiming to reduce aircraft emissions by up to 50%.

На 50%. А если учесть СКОЛЬКО самолётов летает по небу - уууууууууу, прорыв!

the three concepts – all code-named ZEROe – include: a turbofan design (120-200 passengers) with a range of 2,000+ nautical miles, capable of operating transcontinentally; a turboprop design (up to 100 passengers) using a turboprop engine instead of a turbofan and also powered by hydrogen combustion in modified gas-turbine engines, which would be capable of traveling more than 1,000 nautical miles, making it a perfect option for short-haul trips; and a blended-wing body design (up to 200 passengers) concept in which the wings merge with the main body of the aircraft with a range similar to that of the turbofan concept.



Вот так, шах и мат керосинофилы!
Но вот внезапно оказывается всё не так хорошо...

В научной статье «Барьеры реализации водородных инициатив в контексте устойчивого развития глобальной энергетики» группа учёных во главе с Владимиром Литвиненко приводит ещё ряд доводов, убеждающих в необходимости крайне осторожного подхода к данному начинанию. Например, напоминает о слишком высокой себестоимости производства H2, как из метана, так и путём электролиза.

В результате электрохимической реакции, которая происходит при эксплуатации H2 вместо дизеля или природного газа, никаких выбросов вредных веществ в окружающую среду действительно не происходит. Но во время его производства из метана образуется оксид углерода, а затем и сам СО2. Процесс электролиза, в свою очередь, требует большого объёма электричества, далеко не всегда полученного без эмиссии парниковых газов. Поэтому говорить об экологических преимуществах водорода сегодня не вполне уместно


Идея использования этого ресурса в энергетике или в качестве топлива для транспорта далеко не нова. Об её перспективах ещё в 1975 году высказывался знаменитый ученик Абрама Фёдоровича Иоффе - академик Пётр Леонидович Капица. На научной сессии, посвященной 250-летию Академии наук СССР, в своём докладе о перспективах альтернативных источников энергии он отмечал, что «в ведущих странах отпускаются большие средства на научно-технические исследования в этой области». Однако главное направление их поиска «ведётся с узкотехническим подходом, без достаточного учёта тех закономерностей, которые установлены наукой». В то же время «получение, преобразование и консервирование энергии - есть фундаментальные процессы, изучаемые физикой». А значит, эффективность исследований окажется значительно выше, если они будут вестись с более глубоким учётом её базисных законов.

Пётр Капица в своём выступлении напомнил о том, что «основная закономерность, которую установила физика,— это закон сохранения энергии». Кроме того, большую роль «в ограничении возможности ис­пользования энергетических ресурсов играет также закон, требующий обязательно учитывать во всех процессах возрастание энтропии», то есть необратимое рассеивание энергии при её преобразовании и связанную с этим потерю эффективности. Но расчёты сторонников альтернативных технологий этого как раз не учитывают.

Более 45 лет назад Петром Леонидовичем Капицей было убедительно доказано, что ограничения в использовании альтернативных ресурсов в глобальной энергетике, в том числе водорода, носят не политический, а исключительно физический характер. Им было замечено, что усилия учёных или инженеров могут достаточно близко приблизить нас к теоретическому физическому пределу той или иной технологии, но они, к сожалению, абсолютно бесполезны в попытке перешагнуть через такое ограничение. Рассматривая практику использования солнечной энергии, энергии ветра, геотермальной энергии, гидроресурсов, приливов и отливов мы видим, что Капица был абсолютно прав, мы видим, что их КПД колеблется от 15 до 50 процентов. Кроме того, они требуют дополнительного энергообеспечения в случае их остановки из-за отсутствия солнца или ветра и имеют крайне ограниченное применение.

Он напоминает, что особое внимание академиком Капицей уделялось перспективам развития атомной энергетики. Однако даже она, при всех своих преимуществах, не сумела заменить углеводороды, а лишь заняла определённую нишу на глобальном энергетическом рынке (сегодня доля АЭС в производстве электроэнергии - чуть выше 10%). В то же время образование водорода в результате любых отказов и аварий на АЭС так и остаётся одной из нерешённых проблем века.
Призывы к скорейшему внедрению нового ресурса, по мнению Литвиненко, «выглядят волюнтаристски», поскольку энергетика – это фундамент экономики и основной драйвер её развития. Поясняя причины, по которым он приял участие в создании научной статьи «Барьеры реализации водородных инициатив в контексте устойчивого развития глобальной энергетики», ведущий эксперт в области топливно-энергетического комплекса говорит о необходимости «вовлечь в дискуссионное поле учёных и практиков». Это нужно «для обширного обсуждения крайне актуальной темы и проведения совместных междисциплинарных исследований, без которых невозможно выработать комплексный подход к пониманию роли водорода в будущем».



Tags: Авиация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments